Александр Ильин (Полесский университет, Пинск)
кандидат физико-математических наук
Ян Позняк – первый исследователь участия православного духовенства в восстании 1863–1864 гг.
Вопрос о преследовании православных священников повстанцами в ходе восстания 1863 г. исследовался давно, начиная с историков муравьёво-корниловского призыва1. Да и сейчас эти исследования продолжаются2. Но оказывается, что не только католические ксендзы, но и небольшое количество православных священников активно участвовало в восстании. В книге Виктора Хурсика “Трагедыя белай гвардыі” даются обширные списки повстанцев (около 2300), понёсших суровое наказание, из Национального исторического архива в Минске. В них находятся фамилии 63 католических ксендзов и монахов. Однако встречаются и такие записи3: “167. ЮРАШКЕВИЧ Константин. Из духовного звания, уроженец Минской губернии”. Тут не сразу поймешь, что это – сын православного священника или псаломщика. Католические священники детей не имели, поэтому католиков “духовного звания” быть не могло. Кроме того, Юрашкевичи – известный священнический род на Пинщине. Один из них – священник Андрей Юрашкевич был даже депутатом III-й Государственной думы.
Находим и следующую запись4: “151. МОРОЗ Николай. Священник Пинского уезда”. В других списках повстанцев, но уже из Национального исторического архива в Гродно, уточняется, что священник Пинского уезда Николай Мороз отправлен на каторжные работы в крепостях на 10 лет. Православный священник-повстанец Николай Мороз оказался и главным фигурантом дела5, обнаруженного в Государственном архиве Брестской области (ГАБО). В этом деле содержится письмо6 полесскому воеводе Вацлаву Костек-Бернацкому, полученное им 1 декабря 1937 г.
Ясновельможный пан Воевода Сильно извиняюсь за назойливость и отвлечение Вас моими проектами. Смелость мне придаёт то обстоятельство, что дело может иметь важное значение для церковной жизни на территории Полесского воеводства. Интересуясь церковными вопросами и разыскивая архивные материалы, случайно наткнулся в г. муравьёвском архиве на фамилию православного священника, участвовавшего в январском восстании. Таких фамилий, как видно из приложенного отрывка газеты "Kurier Wileński", нашел 14. Про участие православного духовенства в восстании мало что известно польскому обществу, а для наших православных граждан и духовенства – просто открытие. Стоит отметить, что православное духовенство старшего поколения, в проведённых с ними разговорах на эту тему, к таким случаям относятся как-то не выразительно. Очевидно, их поражает поднятие руки православным священником на Россию, и это – за ненавистную Польшу. Поколение, воспитанное в польской школе, относится к этому с большей симпатией. Как видно из отрывка, один из православных священников Николай Мороз был настоятелем в Лопатине (под Пинском). Его заслуги перед восстанием не являются выдающимися, но уже сам факт участия в восстании, каторга и Сибирь, мучения за Польшу, по моему мнению, заслуживают на увековечивание, тем более, ещё и по поводу того, что это был православный священник. В этих условиях осмеливаюсь обратиться к ясновельможному пану Воеводе с предложением: не могли бы Вы сделать указание, чтобы на Лопатинской церкви повесить мемориальную доску, посвященную памяти о. Мороза. Предполагаю, что со стороны епархиальных властей препятствий не будет. Вызвало бы это среди населения и духовенства эффект полезный для интересов Польши, учитывая действия русских, затушёвывающие всякую связь православия с Польшей. Если бы возникла потребность написания брошюры, посвященной о. Морозу, то охотно мог бы это сделать, поскольку имею немного записей, да и само дело существует. В заключение, поскольку "Kurier Wileński" уже распродан, а выдержку из него имею только одну, то любезно прошу Вас, как можно быстрей, её вернуть. Присоединяю выражения самого сердечного уважения. | |
Гродно /–/ | Ян Позняк |
Кроме письма Ян Позняк вложил в конверт и свою статью в газете “Kurier Wileński” (28 марта 1933 г.) под названием “Православное духовенство в январском восстании”, выдержку7 из которой предлагаем:
“Список священнослужителей открывает о. Мороз Николай, 43 года, сын православного священника (предположительно униата), женат, дочь Прасковья, воспитанник Виленской (так называемой Литовской) духовной православной семинарии, которую не окончил, настоятель церкви в Лопатине Пинского уезда, обвинённый в том, что в одно из воскресений после богослужения позвал в свою квартиру 8 православных шляхтичей из окрестностей села Колбы, прочитал им воззвание Народного правительства, призывающее к оружию, а также уговаривал шляхтичей, чтобы вступали в повстанческие отряды. Когда же шляхтичи на это не согласились, то сказал: «За это можно получить и пулю в лоб». Кроме того, прочитал также воззвание своему дьякону Прокоповичу и на замечание того, что когда придут повстанцы, то он убежит в лес, о. Мороз ответил: «Нечего бояться повстанцев, я и себя, и вас смогу защитить». Слухи о действиях о. Мороза стали известны попу Страховичу из Мисятич, который, имея какие-то трения с о. Морозом, донёс о его деятельности полиции. Кроме того, следствие, проводимое с участием представителя от духовенства, отнеслось к обвиняемому довольно благосклонно, видя это, Страхович написал анонимку в следственную комиссию, угрожая, что, если следствие будет вести себя так и дальше, то он будет вынужден обратиться по этому делу к Муравьёву. Характерным есть то, что православная консистория в Минске не видела оснований для передачи дела о. Мороза светскому суду, но предложила временно отстранить его от дел и заключить в один из монастырей в России пока не образумится. Это решение не отвечало планам Муравьёва, который обратился в Синод с требованием лишения о. Мороза духовного звания и заключения его в монастырь на всю жизнь. Синод, несмотря на то, что имел иное предложение Минска, а также, зная куда приведут выполнение требований Муравьёва, принял решение достойное Пилата, так как вначале приказал заключить о. Мороза в монастырь в Суздале, отдавая обвиняемого под юрисдикцию исконно русской консистории во Владимире (в России), а в конце-концов лишил о. Мороза духовного звания и передал его в распоряжении Муравьёва, который тотчас несчастного пастыря отдал под полевой суд. Приговор – 10 лет каторги. О дальнейшей судьбе о. Мороза знаем от ксёндза Жискара, что после отбытия части срока был интернирован вместе с католическими ксёндзами в Тунку [Бурятия. – А. И.], а позднее поселился в Сибири. Личность о. Мороза, православного священника и польского патриота, должна быть увековечена для потомков хотя бы скромными мемориальными досками в Виленской православной семинарии и Лопатинской церкви (Пинской епархии). Сомневаюсь, что православная русская иерархия сделает это”. |
Интересно, что поведение пинской православной шляхты (страх, продажность и доносительство) в этой истории точно соответствует её образу, созданному вскоре гениальным автором знаменитой комедии “Пинская шляхта”.
Полесское воеводское правление, конечно, поинтересовалось у белостоцкой полиции личностью автора письма – Яна Позняка. И получило следующий ответ8:
Воеводское правление в Белостоке | Секретно |
Ян Позняк является ненадежным человеком по отношению к польской государственности, в особенности, если дело идёт о его подходах к религиозно-национальному вопросу. Стремится сыграть какую-то роль в этой области и поэтому после ухода из армии в запас установил контакты с греко-католическими кругами из ближайшего окружения митрополита Шептицкого. Поступил в духовную семинарию, но греко-католическим священником не стал из-за опасения потери военной пенсии. После окончания семинарии появился в Вильне, где издавал какую-то белорусскую газету. Из Вильны приехал в Гродно, где служил чиновником в гродненской православной консистории. Во время исполнения этих функций, а также и после увольнения проявлял симпатии в направлении белорусизации православной церкви в Польше. Свои намерения старался реализовывать осторожно, стремясь хитро направлять туда административные власти. Согласно имеющейся информации, установил контакт с правлением Полесского воеводства, по поручению которого пишет брошюру об участие в январском восстании православных священников. С написанием этой брошюры Позняк связывает реализацию многих своих намерений. Стоит подчеркнуть, что это человек – очень скрытный. Так, что нельзя о нём много узнать, не много о нём знают также и органы II-го отдела. Из вышесказанного можно заключить, что, если не жадность к деньгам, то следовательно белорусская национальность и стремление в этой области сыграть определенную роль; однако его желание получения выгоды вызывают серьёзные размышления. Вовлечение Позняка в сотрудничество в религиозно-национальной области на территории Полесского воеводства является нежелательным, так как его работа может принести совершенно отличные результаты от ожидаемых. За воеводу: Л. Валицкий |
Кто же автор письма к полесскому воеводе? Сразу напрашивается Янка Позняк (1887 – после 1939) — известный белорусский общественно-политический и культурный деятель, публицист, один из лидеров Белорусской христианской демократии. Принято считать, что в 1913–1915 г. Янка Позняк вместе с А. Бычковским, Ядвигином Ш., Б. Почобкой издавал в Вильне католическую газету “Беларус”. Однако минский историк Алесь Пашкевич считает, что редактором газеты “Беларус” был однофамилец Янки Позняка, который и мог являться автором письма, хотя не исключает и того, что полиция что-то напутала, и писал письмо какой-то третий Ян Позняк. В пользу каждой версии есть свои аргументы. Поэтому вопрос об авторстве пока ещё остаётся открытым.
Отметим, что воеводское правление тогда попросило Полесскую православную духовную консисторию поискать документы о священнике Николае Морозе, но они, к сожалению, не были найдены. Что ещё можно сказать об о. Николае? Родился он где-то в 1820 г., возможно, в селе Хойно Пинского уезда. В cеле Лопатин служил священником в 1856–1863 г.
Ян Позняк первым начал исследовать интересную тему об участии православного духовенства в освободительных восстаниях. Будем надеяться, что исследования на эту тему продолжат и современные историки.
[1] Корчинский И. Короткий исторический очерк православия в границах теперешней Гродненской губернии и житие св. преподобного мученика Афанасия (Филипповича). Гродно, 1903; Орловский Е.Ф. Судьбы православия в связи с историею латинства и унии в Гродненской губернии в XIX столетии (1794–1900 гг.). Гродно, 1903.
[2] Черепица В.Н. Репрессии повстанцев 1863 года по отношению к православным христианам // Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине. Гродно, 2005. С. 104-107; Щеглов Г.Э. Год 1863: забытые страницы. Минск, 2007.
[3] Хурсік В. Трагедыя белай гвардыі. Мінск, 2002. С. 68.
[4] Там же. С. 114.
[5] ГАБО. Ф. 1. Оп. 10. Д. 2743.
[6] Там же. Л. 8.
[7] Там же. Л. 34.
[8] Там же. Л. 13.